вот ещё материальчик; может, если понравится:) при желании разместишь его там же, где у тебя о Гурджиеве уже есть.. вроде, интересно: там и смешные места:) есть :)) [ = "ага, хорошая книжка, там и картинки есть!"]
Я не уверен, что Гурджиев давал какие-либо серьезные обещания тем, кто работал" в его орбите, лишь оно повторялось не раз - тот, кто приступал к самоизучению, уже никогда не сможет спать спокойно. И не только ночью, но, что ещё более важно - в так называемом пробужденном состоянии сознания в повседневной жизни.
Многие обнаруживали, что его взгляд на заорганизованного" человека как на гуляющего во сне" автомата, находящегося под гнетом инфантильной эмоциональности, как на раба своих симпатий и антипатий, на самом деле относился и к их собственной реальности.
Древнее изречение Сократа познай самого себя" мы невинно обратили в наблюдай за собой".
В тридцатые оды (ХХ века) для думающих людей понятие сознание" означало то, что человек теряет, когда его бьют по голове". Ни у кого не было сомнений по поводу того, обладает он сознанием или нет. И если заходил разговор о сознании и его росте, эта тема низводилась до уровня салонного вздора.
Если в 1934 году немногие серьезно воспринимали Гурджиева, многие о нем знали - если их об этом спрашивали. Даже среди хорошо его знающих людей никто не мог предположить, что Гурджиев станет полубогом для целого ещё не родившегося поколения, и что тридцать лет спустя на страницах журналов и газет будут писать о росте сознания, самопознании и проблмах отождествления, подобно тому, как сейчас пишут о социальной справедливости и приближающейся угрозе экономической революции.
***
В 1948 году Гурджиев в очередной раз появился в Нью-Йорке со свитой французских последователей и поселился в мансарде отеля Веллингтон. Я стал завсегдатаем его поздних застолий и участником постановки Движение" и Священных танцев", которые были неотъемлемой частью его учения. "Спасибо", - произносил он с восточным акцентом, когда кто-то подносил ему горячий кофе. Спасибо, вы очень любезны!" - и после продолжительной паузы, холодным тоном: - Иногда".
Мне пришлось пройти сотни раз через жернова таких полусерьезных-полукомичных ситуаций. Они всегда были непредсказуемы, и, ставя человека в тупик его собственный противоречий, оставляли его далеко за гранью привычных идиотских утверждений.
***
я вспоминаю Гурджиева, сидящим во главе стола на маленьком диванчике, поджав под себя одну ногу, в тесной гостиной его квартиры в отеле. Это было за год до его смерти. Он был уже пожилым человеком, как всегда доброжелательным и притягательным, но уже не таким свирепым и вызывающе экстравагантным учителем танцев, как раньше. Длинные усы с закрученными концами, пристальный взгляд глубоких темных глаз, которые смотрят глубоко внутрь каждого сидящего за его столом человека - все эти детали навсегда останутся в моей памяти.
Его голова всегда была чисто выбрита. Порой на ней появлялась красная феска. Свободная, наподобие туники, нижняя рубаха была наглухо застегнута. Большой живот, маленькие ступни в мягких тапочках. По праздникам он надевал один из своих бежевых или оранжевых твидовых двубортных костюмов.
Каждый ланч с часу до трех днем и поздний ужин в десять или одиннадцать после чтений или занятий движением были для Гурджиева настоящим событием, своего рода ритуалом, которому придавалось огромное значение. Это была лично им изобретенная церемония - способ осуществления своей миссии среди людей.
Гурджиев был мастером приготовления армянских национальных блюд и подлинным самодержавцем на своей кухни. Чем меньше была кухня, тем больше, казалось, он упивался процессом приготовления и тем более изобретателен был в выборе блюд. Готовить приходилось на большое количество гостей - сто или сто пятьдесят человек. Хотя он никогда не жил на широкую ногу, но всегда был предельно сосредоточен на каждой мельчайшей детали.
В апартаментах отеля Веллингтон не было кухни и готовить было официально запрещено. Пища готовилась в ванной. Разделочная доска на ванной трубе дополняла импровизированную плиту и гриль. Тарелки мылись в раковине, пройдя певоначальную очистку в туалетном бачке.
Поварский состав - тщательно отобранные последователи высшего ранга - после каждодневного похода с Гуржиевым на вест-сайдский рынок работал с раннего утра до поздней ночи.
Количество мест за столом было строго ограничено; гости рассаживались тесно друг к другу, локтем к локтю. Кому не хватало места, становились вдоль стен с тарелками в руках, оставшиеся наполняли просторную гостиную. Там люди рассаживались где придется - в креслах, на подоконниках, на полу, образуя то, что Гурджиев любил называть пикником". Справа и слева от него за столом располагались особые места. Слева садился директор застолья, который следил за наполнением бокалов и произнесением тостов для всех присутствующих идиотов. Произнесение тостов начиналось с самого начала застолья, когда Гурджиев лично давал распоряжение директору: Говорите, мистер Директор, говорите". Эти слова повторялись много раз на протяжении всего застолья, и каждый из присутствующих был обязан осушить бокал арманьяка или водки с каждым тостом. Женщина было разрешено выпивать один бокал за три тоста. Те же, кто не пил вовсе или, наоборот, был замечен в чрезмерном пристрастии к алкоголю, угощались в случае личного соизволения Гурджиева.
Два места справа от Гурджиева назывались канализационная труба" и мусорный ящик". Обязанностью сидящих здесь людей было съедать помимо своей собственной порции всё, что не доел сам Гурджиев. Первый, после честного выполнения поставленной перед ним задачи, когда в него уже ничего не могло поместиться, передавал остатки другому.
Гурджиев испытывал особое пристрастие к врачам и поэтому я часто оказывался в роли канализационной трубы". Жареная телячья голова с мозгами была блюдом, которое я часто делил с рядом сидящим мусорным ящиком".
Несмотря на то, что Гупрджиев всегда был окружен большим количеством блюд - специально приготовленным авокадо, сладким луком, пучками укропа и петрушки, базиликом, баклажанами, виноградными листьями, сметаной и могучими холмами томатного соуса - сам он ел очень мало. Среди пищи, которую Гурджиев приготавливал сам, всегда были специальные маленькие блюда, предназначенные для определенных особ: для Мамы", для Блондинки", для Доктрины", для Мисс Шапо", для Верблюда". И при передачи каждого блюда происходил обмен взглядом или парой фраз, которые часто не замечались другими, но всегда были особо направлены на того, кому предназначалось блюдо.
Вокруг стола всегда происходила суматоха с передачей с кухни по цепочке разнообразных блюд - корзин с хлебом, бутылок разной формы и размеров, пучков свежей травы и фруктов. В качестве первого блюда всегда подавали специальный салат, приготовленный либо самим Гурджиевым, либо особо продвинутым помощником главного повара. Он состоял из помидоров, огурцов, лука, укропа, петрушки, индийских специй, томатного сока, горчицы и не знаю чего ещё, но в результате получалось блюда невероятной остроты и манящей свежести. Даже сейчас, когда я пишу эти строки, я испытываю такой интенсивный поток ассоциаций, как будто сам в настоящий момент являюсь участником этой церемонии.
Как только все мы рассаживались по своим местам, самый умный быстро погружал свою ложку в салат, и вместе с кусочком хлеба это было прекрасным фундаментом для рюмочки алкоголя, который быстро разливался , вслед за словами Говорите, говорите, мистер Директор". Зимой 1948 года директором часто оказывался изможденный, безупречно вежливый англичанин, на протяжении многих лет бывшего близким последователем Успенских. Когда в 1947 году Успенский умер, он, по совету мадам Успенской, отправился к Гурждиеву в Париж, а затем последовал за ним в Нью-Йорк.
Обычно он вставал из-за своего места, оглядывал весь стол и, поднимая свой бокал, начинал: За всех обычных идиотов..." Часто Гурджиев обращался к вновь пришедшему за его стол человеку с вопросом - каким идиотом тот является, ибо каждый человек, по его мнению, относился по иерархии к определенной категории идиотов. Даже сам Бог, который, с его точки зрения, являлся Уникальным Идиотом". Иногда (на моей памяти редко) он сам говорил человеку, каким идиотом тот является. Выбор часто был строгим. Многие, включая меня самого, выбирали сострадающего" идиота. Но после паузы до следующего тоста, как всегда бывало с Гурджиевым, оказывалось, что у каждой палки - два конца.
К Гурджиеву всегда приходили новые люди, неведомо откуда взявшиеся. Порой их умам трудно было выдержать полукомические анекдоты или скабрезные непристойности по поводу привычных принципов жизни. Но, подобно далекому приглушенному барабанному бою, они были предназначены тем людям, которые были способны услышать.
Я помню, как ещё нестарый греческий православный священник, с которым они встречались и беседовали ещё в середине тридцатых годов, в церковном воротнике и черной сутане, однажды вечером появился за нашим столом. Гурджиев поговорил с ним об идиотах и преложил выбрать, к какой категории идиотов он себя относит, чтобы можно было произнести тост. Со всем добродушием он вовлек его в спор, в котором священник стойко держался своих позиций. Гуржиев говорил с ним о его миссии, о необходимости быть внимательным к реальным нуждам свой паствы. Когда тон Гурджиева резко изменился, священник, казалось, ещё только полуосознавал уклончивые взгляды старых завсегдатаев, ожидавших очередного удара топора. Холодным взглядов Гурджиев резко посмотрел на него и сказал: Вы знаете, ваш воротничок напоминает мне гвоздику, что носит проститутка во время менструации".
Лицо священника застыло, но он воспринял эти слова достойно, не отступив или не пытаясь защитить себя. Остальную часть ужина Гурджиев его игнорировал. Когда всё закончилось, один из знавших священника пожал тому руку и произнес: Что ж, я думаю, вы замечательно с этим справились. Что вы думаете о Гурджиеве теперь?"
Лицо священника был натянуто и серьезно. - Он великий учитель, этот человек. Подлинный мастер Дзен.
Миссис Фрэнк Ллойд Райт, приехавшая в Америку вместе с танцевальной группой Гурджиева в 1924 году, и её муж, зимой 1948 года были частыми гостями за его столом. Знаменитый архитектор, в свободном галстуке, шляпе с загнутыми полями, гигантским шарфе, наброшенном на плечи так, чтобы создать впечатление пелерины, небрежно слушал чтения в присутствии хозяина.
В один из вечеров ему удалось как-то сбросить с себя ауру значительности, вплоть до того, чтобы поддаться на настойчивые уговоры Гурждиева пренебречь своей диетой и выпить арманьяка с черным перцем, съесть баранины и авокадо со сметаной в качестве специального лекарства для своего больного желчного пузыря.
Райт свято соблюдал свой режим, памятуя о предостережениях своего доктора. Предвидя грядущую мучительную ночь, он мужественно опрокинул стаканчик арманьяка, закусил бараниной и с жадностью набросился на авокадо. Позднее он говорил, что никогда не спал так хорошо, абсолютно забыв про свой желчный пузырь.
- Я семижды доктор, - как-то ночью сказал мне Гурджиев, заканчивая есть суп - а остатки бараньей головы ожидали своей очереди. - В Париже у меня двести учеников, все доктора. Он посмотрел мне в глаза, и я улыбнулся, соглашаясь с тем, что, как мы оба знали, было явным преувеличением.
У меня нет ни малейшего представления, зачем он говорил подобные вещи, но его бравада никогда не казалась неприятной; напротив, я всегда ожидал его не прикрываемого хвастовства, ибо он всегда был мне как дедушка, и роль сопереживающего и одобряющего слушателя была моим скромным вкладом в непостижимую драму, которую он каждый день разыгрывал для своих собственных внутренних целей.
Годы спустя колонка в газете Econter", подписанная Nefastus Dies", посвященная бахвальству Ницше и роли вызывающего поведения в жизни некоторых великих людей, пролила для меня свет на столь необычную манеру поведения:
Ницше - не только скандальный автор, обнаруживший, какое впечатление производит на людей бесстыдство - они годами могут не обращать никакого внимания на глубочайшие идеи автора, зато они обращают мимолетное пораженное внимание, если тот начинает хвастаться... Шоу сделал хвастовство частью своего репертуара, подобно многим комедиантам... Ницше, Шоу, Гурджиев - все они прекрасно знали эту игру, хотя я дума, Гурджиев принес благодаря ей максимум пользы. Он просто психиатр, действительно исцеляющий пациентов бесстыдным поведением во всех возможных ситуациях; и его жертвы до сих пор испытывают к нему глубокую любовь...
В эту игру могут играть лишь истинно великие люди. Когда она играется просто последователям Шоу, просто последователями Гурджиева - она заставляет подозревать, что те играют в неё не понарошку, а их потребность хвастовстве чересчур реальна.
Кроме того, они не должны быть невротиками или слишком взвинченными людьми. Шоу и Гурджиев были подобны сложенному вдвое канату; они могли резвиться, сколько угодно, не причиняя себе ни малейшего вреда.
С детьми у Гурджиева была своя манера поведения. Он говаривал, что в нем заинтересованы только дети младше пяти лет и пожилые люди старше пятидесяти пяти. До пяти лет люди ещё не полностью испорчены, а после пятидесяти пяти их эгоизм становится менее активным. Поскольку последние принимались в его салоне как почетные гости, их потчевали горячим кофе, а старожилам", в особенности наиболее чувствительным женщинам, было порой непросто решить, считать себя внутри или же за пределами круга любимчиков.
дальше
на главную
|